Утренник о хлебе: «Чудо земли –Хлеб» (разработка учителя начальных классов Колесниковой Ирины Анатольевны)
Цель: • воспитание бережного отношения к хлебу; • уважительного отношения, любви к труду хлебороба, хлебопека; • трудовое эстетическое воспитание учащихся. Оборудование: картинки по теме "Хлеб”, "Урожай”, плакаты о бережном отношении к хлебу, рисунки детей, миски, ложки.
Эпиграф: "К хлебу все имеет отношенье. Русский хлеб причастен ко всему: К дружбе наций, к спутников движенью, К миру, правде, счастью твоему”. Л. Татьяничева
Ход мероприятия
Ведущий. Каждое утро, обед, ужин вы садитесь за стол. И чтобы тебе не дали на завтрак, обед или ужин – картошку, борщ, яичницу или кофе с молоком на столе обязательно будет хлеб. Вы уже привыкли к этому и наверное не задумывается над тем, от куда он берется. (Выбегают несколько ребят с колосками в руках и танцуют "Колоски”)
1 колосок. Было это давным-давно. Так давно, что не было на свете ни наших дедушек, ни бабушек, ни даже прабабушек. Людям жилось тогда очень трудно. У них не было домашних животных, они не умели выращивать растения, и, чтобы не умереть с голоду бродили по дремучим лесам и искали съедобные корни, плоды. На это уходило много сил, и голод постоянно мучил человека. И вот однажды… (Появляются первобытные люди, идут устало, понурив головы. Вдруг один наклонился, вырывает траву, жуёт семена, улыбается и кричит: "О - о - о!” Другие подбегают, жуют радостно, танцуют, и в ладонях уносят зёрнышко).
Ведущий. Чудо, какими вкусными показались эти семена людям! Ученые считают, что это был ячмень. (Показывает колос).
2 колосок. А я хочу подарить вам сказку. Но эта сказка не простая. Жили-были Солнце, Земля и Труд. Дружно жили, но откуда ни возьмись…,
Безделица. Ох, люблю бездельничать. Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю труд. Уговаривала человека побездельничать, а он вон хлеб посеял и всходы появились. Ух, позову-ка я Мороза. Эй, вы, морозы, на помощь! (Встают Морозы с посохами. Они направляются к всходам).
Ведущий. Ребята, беда может случиться! Скорее в круг! (Они окружают всходы).
Безделица. Ох, и бездельники эти морозы. А у меня ещё в запасе ветры - суховеи. Ветры, появитесь! Ну, суши!
Ведущий. Нашим всходам нужна влага. В воде их спасенье. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше воды. Но ветры - суховеи постараются завладеть водой, потому нужна ваша помощь.
Игра "Не пролей воду”.
На середине комнаты миска с водой - озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и перенести в стакан, который стоит у всходов. То же делают суховеи, но они носят воду в обратную сторону. В чьём стакане окажется больше воды? (Конечно у ребят. Ветры улетают).
Безделица. Горе мне, горе. Ухожу я от вас. Фу, какая противная ваша сказка.
3 колосок. Хороша твоя сказка, братец Колосок. Но я хочу, чтоб ребята знали, что суховеи, бураны, засухи бывают не только в сказках. Они страшны они на больших полях Кубани, Сибири.
Ведущий. Борьба за хлеб продолжается и сейчас. Не зря взрослые говорят: "Перед этой пашнею шапку скинь, сынок, Видишь, пробивается хлебный стебелек. Сколько в это зёрнышко вложено труда, Знает только солнышко, ветер да вода! …
Ведущий: Давайте, ребята, посмотрим, кто из нас самый смекалистый. Почему так говорят? 1. Хлебушко - калачу дедушка. 2. Худ обед, когда хлеба нет. 3. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Ведущий. Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово! В самом деле - вдумайтесь. Словом хлеб называют не похожие друг на друга растение, зерно, муку, изделия из муки. Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас "Что такое хлеб?”
1 ученик. Только снег сошел в апреле, Так поля зазеленели. Мы говорим: "Хлеб!”
2 ученик. Золотой простор бескрайний Там работают комбайны. Мы говорим: "Хлеб!”
3 ученик. Вот зерно течёт рекой Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: "Хлеб!”
4 ученик. Тесто крутится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим: "Хлеб!” 5 ученик. Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб! Ведущий. Вот оно какое - слово "хлеб”. А почему хлеб называют чудом земли? (Появляется Сластёна). Сластёна. Я - сластёна, Я - сластёна Очень сладкое люблю! Мне не надо каш и макаронов, Хлеба тоже не хочу! Хочу халвы! Хочу пирожных! Хочу мороженого! Хочу ананасов! Хочу апельсинов! Ведущий. А ты, Сластёна, читала про Робинзона Крузо? Так вот, у него на необитаемом острове было много этих ананасов и бананов, но он очень тосковал по хлебу. И как он обрадовался, когда обнаружил несколько ростков ячменя. Сластёна. Почему? Ведущий. А потому, что люди не могут обходиться без хлеба. Сластёна. А я бы смогла. 1 колосок. Неправда! Если бы тебя целыми днями кормили сладостями, ты сначала бы ела и радовалась: "Ах, как повезло!” А через неделю ты и смотреть не захочешь на лакомства и хлеба попросишь. Ученик. Хлеб… Наскучил ли он? Никогда! Без него человеку беда. Ведущий. А как же к нам приходит хлеб? (Ответы детей). Все. Хлеб надо беречь! Ведущий. А всегда ли мы бережем хлеб? (Ответы детей). Ведущий. Ребята, подсчитано, что если каждый ученик за 1 день не съест и выбросит 50 гр. хлеба, это составит по классу - 3 буханки. А по всей стране - 13800 кг. Колоски. Хлеб - драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери. 3 ученик. Зёрна наших дней светитесь Позолотою резной. Говорим мы: берегите Берегите хлеб родной! Не мечтали мы о чуде, - К нам с полей, живая речь : Колоски. Берегите хлеб, вы - люди Научитесь хлеб беречь! Ведущий: В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944 гг. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его. Звучит куплет песни <Слава русскому хлебу!>, слова Н. Палькина, музыка К. Массалитинова. Ученик: Был хлеб всегда в почете на Руси - Ее просторов главное богатство, Его ты хочешь цену знать? - Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы. .Ю Яковлев «Дневник Тани Савичевой» (инсценирование отрывка) Слышится звук метронома (слайды 1-3) Учитель: Слышите? Это не орудийные залпы, не рокот самолётов, не лязг гусениц танков – это мерный звук ленинградского метронома. Ленинград… Бесконечно долгие и страшные 900 дней блокады. Таня Савичева – ленинградская школьница. В 1941 году, когда началась война, Тане исполнилось 11 лет. Семья у неё была большая и дружная: Таня, бабушка, братья Тани – Лёка и Миша, сёстры – Женя и Нина, да ещё в том доме жили два дяди – братья отца. Выходят шестеро ребят с зажжёнными свечами. (слайды 4-5) Таня: В те жуткие дни зимы 1941 1942 г., когда ежечасные обстрелы и бомбёжки , голод и холод блокады уносили тысячи жизней ленинградцев, Таня вела в записной книжке страшный дневник. После каждого имени гаснет одна свеча 1.«Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942.» (слайды 6-7) Таня: Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже. Я пробовала голодать с утра до вечера - вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце – всё, что у тебя есть – голодает. Сперва – голодает, потом – умирает. 2.«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года» (слайд 8) Таня: Он был тихим. Где он умер? Наверное, на кухне, где маленьким слабым паровозиком дымилась буржуйка, где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек – как лекарство от смерти… Лёке не хватило лекарства… 3.Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. (слайды 9-10) Таня: Тане становилось всё хуже, но она не сдавалась - жила. Наступила весна, зазеленели деревья. Таня высохла и вымерзла, стала тоненькой и лёгкой. У неё даже дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть , больше половины. Н о с ней была мама и она держалась. 4.Мама… 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Таня не написала слово «умерла», у неё не хватило сил написать это слово… (слайд 11) 5.Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня… Без мамы, без папы, без сестрёнки. Голодная. Под обстрелом. В пустой квартире. (слайд 12-14) Таня: Таня Савичева не стреляла фашистов, не была разведчицей у партизан. Просто она жила в родном городе в самое трудное для него время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева? Объявляется минута молчания всем погибшим в этой войне. Ведущий: «При сытости помни голод» - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. Вот письмо: «Я часто вижу, как одновременно с пищевыми отходами в мусорный контейнер выбрасывают хорошие куски хлеба. Считаю, что мы должны передать нашим детям уважение к хлебу - главному богатству нашей страны. Прививать детям трудолюбие, добиваться, чтобы они знали, сколько труда вкладывают в неге люди, какими усилиями достаются булки и пряники. Чем они больше будут знать о хлебе, тем дороже он будет для них». (слайд 15) Ученик: Зерна наших дней, светитесь Позолотою резной. Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной. Не мечтаем мы о чуде, - К нам полей живая речь: Берегите хлеб, вы - люди, Научитесь хлеб беречь! Ведущий: Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первыми блюдами. Ученик: Прошу тебя: Не оброни, сынок, Когда лепешку ешь, Хоть крошку хлеба! Мы собирали Каждый колосок, Когда грозой войны Гремело небо. Тот хлеб спасал Москву и Ленинград, Жизнь продлевала даже Крошка хлеба... Но и сейчас Оплачена стократ Трудом нелегким Каждая лепешка. Не раз прощал тебе я озорство, Я знаю: детство Без игры нелепо. Но не смогу простить Лишь одного - Хоть крошки Всуе брошенного хлеба. X. Сапаров Ученик: Почет и честь вам, хлеборобы! За ваш прекрасный урожай, За то, что Родине вы дали Душистый хлеба каравай! (В руках у него каравай хлеба на рушнике, он идет в зал, где сидят почетные гости, и благодарит этим караваем.) Звучит любая русская песня о поле, хлебе, пшенице, «Расти, колосок», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.
|